г.Харьков, Sun City  Premium 057 755 46 88, 057 755 54 80

    050 302 16 22, 093 014 32 72

Главная Новости

Стадии и разновидности жизненного цикла

Опубликовано: 05.09.2018

видео Стадии и разновидности жизненного цикла

Чужой - Виды | Alien - Xenomorph

Каждый товар не вечен. И каждая услуга тоже. В какой-то момент продукт появляется, вы выводите его на рынок, потом он продается всё лучше и лучше, потом вообще отлично, а потом по какой-то причине идет спад продаж. Такая цикличность действует для любого продукта. Это называется жизненным циклом.



Жизненный цикл — это период времени, в течение которого продукт «живёт», начиная от момента выхода на рынок и заканчивая уходом с рынка.

Вы можете возразить: ну как же так, я копирайтер и пишу тексты – разве моя услуга не вечная?

На самом деле и у копирайтера есть разные виды услуг. Например, для seo-продвижения в какой-то момент стали нужны тексты формата «хотите купить ламинат москва недорого?» И некоторое время поисковики отлично воспринимали такого рода текстовую кашу. Поэтому на рынке был велик спрос на копирайтеров, которые умеют писать много каши. Потом поисковики стали менять алгоритмы поиска, и спрос стал падать. Сейчас нечитаемая каша никому не нужна, требуются совсем другие тексты. Это пример жизненного цикла услуги.


Стадии и этапы разработки программ

Или, скажем, когда-то у всех вокруг были стационарные компьютеры, поэтому людям требовались услуги мастеров по их починке. Услуга была на пике популярности. Сейчас стало гораздо больше ноутбуков, поэтому услуга по работе со стационарными компьютерами менее востребована, переживает спад. Соответственно, компьютерщикам приходится осваивать новые виды услуг.


Этапы жизненного цикла организации

А еще совсем недавно не было никакого дистанционного обучения. Потом оно появилось, и первое время его было трудно продавать. Люди не понимали, что это и как с этим взаимодействовать. Потом популярность онлайн-обучения стала расти, люди стали записываться на аудиотренинги. Самый первый тренинг я провела в формате аудио. Потом появились современные вебзалы, и аудиотренинги перестали пользоваться спросом. Нам пришлось осваивать видеоформат. Что будет дальше – пока не знаю, но нужно быть гибкими и внимательно отслеживать стадию жизненного цикла услуги.

В типичном жизненном цикле продукта выделяют четыре фазы

Выведение товара на рынок . Вы будете тратить время, силы и в большинстве случаев деньги на разработку и раскрутку продукта. На этом этапе рост объёмов продаж будет небольшим и, соответственно, прибыль минимальна или её вообще нет. Потом начинается Рост . Если товар принят рынком, спрос на него растёт, продажи тоже быстро растут, и прибыль становится всё больше по мере увеличения объёма продаж. Зрелость . Объемы продаж большие, но не растут. То есть вы стабильно достаточно много продаёте без тенденции к росту. Прибыль тоже стабилизируется, так как дополнительных затрат для вывода товара на рынок не требуется – начинает работать как бы конвейер продаж. Но расслабляться не надо, потому что есть еще и следующая стадия. Упадок, уход с рынка . Для этой фазы жизненного цикла характерно снижение объёмов продаж вплоть до полного падения спроса. Прибыль резко снижается до нуля.

Разновидности жизненных циклов

источник изображения, к сожалению, утерян.

Жизненный цикл может быть разным. Например, бум (на графике Б) – это пример очень удачного продукта. График популярности продающих текстов – это график бума. Они хорошо продаются уже давно и нужны всем.

График В – увлечение. Таких примеров много в косметологии. Одно время, например, появился биогель для ногтей, популярностью пользовалась услуга нанесения этого биогеля, а потом довольно быстро на смену ему пришли гель-лаки типа Шеллака. И продлить стадию зрелости у производителей биогелей не получилось. А вот Шеллак, кажется, это уже продолжительное увлечение – график Г.

График Д так и называется: сезонность или мода. Если вы оказываете услуги гида по южному берегу Крыма, то, скорее всего, ваша услуга более востребована в летнее время.

Очень важный график – это график Е. Кривая жизненного цикла может иметь повторный рост. Например, что-то, давно вышедшее из моды, вдруг возвращается. Скажем, в какой-то момент появилась мода на старинную мебель или на винтажные аксессуары. И если вы реставратор мебели или винтажных аксессуаров, то на вашу услугу может быть внезапный скачок спроса.

Но повторный рост можно и стимулировать искусственно. Например, если вы видите, что продукт теряет популярность – это не значит, что надо срочно переключаться на другой. Сначала надо сесть и подумать, понять, чем вызвано снижение спроса и можно ли его остановить. Может быть, можно провести дополнительные мероприятия по стимулированию сбыта на стадии упадка, какую-то рекламную кампанию, или модифицировать продукт, или разработать пакетное предложение, или придумать продукту новое применение – что-то, что вызовет новый всплеск интереса.

Например, раньше из нейлона делали парашюты. Со временем появились другие материалы, более подходящие для парашютов, и спрос на нейлон пошел на спад. На этапе спада нашли новое применение для этого материала, из него стали делать чулки и колготки, и вот он – новый всплеск интереса и рост продаж.

Ну а график Ж — провал, ситуация, когда продукт оказался нежизнеспособен.

Зачем вам знать о жизненном цикле?

Желательно, чтобы ваша ассортиментная политика учитывала стадии жизненного цикла каждого продукта. То есть один продукт у вас продается стабильно, он обеспечивает вам прибыль и даёт возможность «подкармливать» новые продукты, которые вы только выводите на рынок. Какой-то продукт, возможно, оказался на стадии упадка. Тогда вы решаете, надо ли вам его поддерживать, актуален ли он для рынка, есть ли у вас бюджет на работу с этим продуктом. Если не вдаваться в детали, то в этом и есть смысл понятия жизненного цикла для вашего проекта.

А на какой стадии ЖЦ находятся ваши продукты? Как вы думаете?

* * *

 

 

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант

 

 

 

 

 Вернуться на главную

rss