ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ - в фармации это налажено взаимодействие как между подразделениями ФП, так и между самими субъектами фармацевтического рынка в процессе логистической деятельности, которая заключается в определении и обеспечении реализации их интересов с целью выполнения социальных функций и получения экономических преимуществ, что в конечном итоге обеспечивает выгоды и для конечных потребителей благодаря повышению физической и ценовой доступности ЛП и сохранения ее качества в течение всего фармацевтического цепи поставок (рисунок).

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что Л.И. как важный инструмент системы менеджмента качества позволяет устранить и основные недостатки, характерные для фрагментированной логистики в фармации: недостаточный уровень логистического обслуживания клиентов; создание избыточных запасов ЛП; невысокая оборачиваемость оборотных средств; отсутствие информации об общих логистических затрат и несостоятельность сквозного управления ими; замедленный и недостаточный обмен информацией между партнерами; недостаточный уровень координации деятельности партнеров; отсутствие сквозного управления качеством ЛП; конфликт целей между партнерами; высокий уровень логистических рисков при взаимодействии партнеров и тому подобное.

Основные признаки Л.И. в фармации: объединение нескольких хозяйствующих субъектов на добровольной основе в общую логистическую систему; агрегирования различных логистических функций (закупка, производство, хранение, транспортировку, распределение, логистическое обслуживание клиентов и т.д.) в функциональный контур; концентрация всех видов ресурсов; оптимизация всех потоковых процессов интегрированных субъектов фармацевтического рынка; оптимизация логистических затрат и повышение их конкурентоспособности на фармацевтическом рынке. Основные преимущества Л.И. ФП с горизонтальной и вертикальной формами приведены в таблице.

Общим подходом к объединению логистики в пределах ФП (внутришньологистична интеграция) является постепенное интегрирование логистических процессов, которое нарастает со временем. Примером Л.И. могут служить интеграция производственных, складских, транспортных процессов и тому подобное.

Внутришньологистична интеграция в фармацевтической отрасли происходит в трех формах: 1) технологическая интеграция, которая заключается в разработке единой технологии материального потока ФП, которая рассматривается как материальная основа всей внутришньологистичнои интеграции; 2) функциональная интеграция, которая может быть представлена ​​созданием интегрированной системы управления материальными и сопутствующими им потоками. Функциональная интеграция фармацевтической логистики основывается на объединении усилий различных подразделений ФП в управлении материальными и сопутствующими потоками, достигается благодаря знаниям и эффективному использованию логистических принципов руководством ФП; 3) смешанная интеграция, составляет синтез технологической и функциональной интеграции. Нет сомнения, что самой продуктивной формой внутришньологистичнои интеграции на ФП является смешанная интеграция.

Внутришньологистична интеграция позволяет управлять материальным потоком ФП, но кардинально не влияет на факторы внешней среды. Во избежание потерь несогласованности основных элементов систем фармацевтической логистики необходимо дополнять внутришньологистичну интеграцию внешней Л.И. (Внутренней и межотраслевой).

Внешняя Л.И. в фармации - это интеграция между внешними звеньями фармацевтического цепи поставок. Обычно такая интеграция осуществляется между несколькими субъектами фармацевтического рынка, которые включены в цепь создания ценности. Можно утверждать, что внешняя Л.И. - это процесс объединения деятельности различных субъектов фармацевтического рынка с целью повышения эффективности их совместного функционирования благодаря оптимизации параметров совместной работы при реализации функциональных потоковых процессов и более полного удовлетворения потребностей потребителей.

Причины, обусловливающие актуальность интеграции логистических процессов в фармацевтической отрасли: расширение национальных и мирового фармацевтических рынков, развитие процессов глобализации; значительный рост издержек обращения (по оценкам зарубежных экспертов, более 80% времени движения ЛП от первичного источника сырья до конечного потребителя связано с его прохождением по различным каналам материально-технического обеспечения); постоянный рост требований потребителей к уровню логистического обслуживания, необходимость быстрого реагирования субъектов фармацевтического рынка на изменение требований; ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику отечественных ФП средств вычислительной техники новых поколений; внедрение современных информационных технологий на ФП (управление данными (data management) электронный обмен данными (electronic data interchange - EDI) электронные закупки (e-purchasing) электронное управление цепью поставок (electronic Supply Chain Management - eSCM) электронный перевод денежных средств (electronic funds transfer - EFT) штриховое кодирование (bar-coding), экспертные системы (artificial intelligence - expert systems) дистанционные коммуникации (remote access and communication), информационно-поисковые системы и, повышение цен на ресурсы и необходимость их более эффективного использования и экономии на расходах упрод овж фармацевтического цепи поставок для обеспечения ценовой доступности ЛП, сокращение жизненного цикла ЛП, рост скорости, интенсивности и сложности материальных, финансовых и информационных потоков, необходимость их синхронизации для повышения физической, ценовой и информационной доступности лекарственного обеспечения населения, повышение требований к качеству ЛП и необходимость создание условий для сквозного управления ее качеством в течение всего фармацевтического цепи поставок; внедрения процессных технологий управления и стандартов логистического обслуживания субъектов фармацевтического рынка с целью рационализации их деятельности и повышения конечного социально-экономического результата; расширение аутсорсинга как современной формы оптимизации логистических бизнес-процессов (1PL: логистический инсорсинг → 2PL: частичный логистический аутсорсинг → 3PL: комплексный логистический аутсорсинг → 4PL: интегрированный логистический аутсорсинг → 5PL «виртуальная» логистика) понимание руководством ФП преимуществ внутрифирменной и межфирменной интеграции, развития партнерства как основы для долгосрочных отношений и получения на этой основе синергетического эффекта; повышенное внимание к вопросам экологии, логистики рециклинга с целью оптимизации процессов утилизации отходов фармацевтического производства, обезвреживания и захоронения отходов, подлежащих утилизации; необходимость использования современных технологий и инструментов защиты ЛП от подделок; создание добавленной стоимости для потребителей, обусловленной необходимым уровнем их логистического обслуживания и поставки нужного ЛП в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве при минимальном уровне затрат; появление новых логистических концепций, которые активно внедряются в практику деятельности зарубежных и отечественных ФП и существенно повышают эффективность их деятельности и конкурентоспособности и др.

Мельникова К.В. Влияние логистической интеграции результатов работы предприятия [Электронный ресурс]: http // www.rusnauka.com / 18_NiIN_2007 / Economics / 22310.doc.htm; Панферов Д.И. Интеграция логистики // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 6; Плотников В.В. Эффект логистической интеграции: Моногр. - М., 2002; Посылкина О.В., Хромых А.Г. Актуальность внедрения интегрированной логистики в фармации // Управление, экономика и обеспечения качества в фармации. - 2011. - № 5.